1.1.1. О влиянии культурного контекста на детское развитие, включающем педагогический процесс и психологическую практику

Настроить шрифт

1.1. О «культурном развитии» и «зоне ближайшего развития» (ЗБР)

Выготский изучал детское развитие как процесс, протекающий не спонтанно [10], а под воздействием социальной среды и ее культуры.

1.1.1. О влиянии культурного контекста на детское развитие, включающем педагогический процесс и психологическую практику

В психологии проводится множество исследований культурного контекста жизни детей, причем наиболее актуально сегодня изучение связи детского развития с особенностями его культурного контекста. Здесь ведущая роль принадлежит трудам Л. С. Выготского [11].

Они могут играть эту роль потому, что их автор искал не особенности влияния на детское развитие какой-либо конкретной культуры, а применимый к любой культуре общий психологический «механизм» такого влияния. Мысль ученого «фокусируется на том, как культура – ценности, убеждения, обычаи и навыки социальной группы – передается следующему поколению» путем взаимодействия детей (подростков) с более компетентными людьми. «Механизм» такого взаимодействия и обеспечивает формирование у новых поколений «способов мышления и поведения», характерных для данной культуры [12].

Значение указанного «механизма» выходит за пределы психологических исследований особенностей различных культур (контекстов детского развития). Он представляет научный и практический интерес также для собственных культур (социумов) исследователей в качестве психологического фундамента обучения и воспитания [13]. Более того – для всех социумов: каждое общество передает свою культуру следующим поколениям. Всему человечеству «теория Выготского предлагает новый взгляд на преподавание и научение с акцентом на важности социального [14] контекста и сотрудничества», «взаимодействия» учащих и учащихся [15].

Влияние на детское развитие его культурного контекста включает и педагогический процесс, и психологическую практику [16] (но не ограничивается ими).

«Не природа, но общество должно в первую очередь рассматриваться как детерминирующий фактор поведения человека», в том числе – ребенка [17]. В первом приближении можно сказать, что культурный контекст детского развития – это культура социума, к которому принадлежат дети. Но не вся культура общества является таким контекстом: из нее надо исключить области, принципиально недоступные до начала взрослости (например, ритуалы инициации – посвящения во взрослые – в древних и этнографических культурах). Влияние социума на детское развитие необходимо: ребенок не создает самостоятельно своей собственной культуры, совершенно независимой от культурного контекста (опираясь при этом лишь на природу). Но ребенок и не копирует культуру взрослых без всякого ее творческого переосмысления [18]. В таких пределах культура социума влияет на детское развитие.

Сноски

[10] Без внешних влияний.

[11] Берк Л. Е., [13], с. 59.

[12] Wertsch J. V., Tulviste P., [439]; Берк Л.Е., [13], с. 59, 425.

[13] А также – научной основы психологической практики с детьми и подростками, как мы увидим чуть ниже.

[14] Культурного.

[15] Wertsch J. V., Tulviste P., [439]; Берк Л.Е., [13], с. 59, 425. В реконструируемой части психологической системы Выготского речь идет не об одностороннем воздействии взрослых на детей, а именно о сотрудничестве (взаимодействии) между взрослыми и детьми как об основе максимально эффективной работы педагогов и психологов. Обучение по Выготскому также учитывает, что реально ребенком совершаются не абсолютно самостоятельные, а «ассистированные открытия» в ходе взаимодействия с другими людьми (Берк Л. Е., [13], с. 425). Даже если пытаться понимать ребенка только как «маленького ученого», надо считаться с тем, что и взрослый ученый ведет свои исследования не в культурно-социальном «вакууме», а в конкретном социуме, в определенной научной школе, в русле той или иной традиции или в ходе ее переосмысления, во взаимодействии (в том числе – в споре) с коллегами и с предшественниками. Ученый тоже осуществляет не абсолютно самостоятельные, а более или менее «ассистированные» открытия. (Ср.: Кун Т., [169]; Петровский А. В., Ярошевский М. Г., [231], глава 1.)

[16] Теория Выготского предлагает новый взгляд и на практическую психологию: взаимодействие психолога с детьми и подростками должно происходить в их ЗБР (1.1.2). Способы, которые дают человеку возможность овладеть психическими и поведенческими процессами, существуют в культуре и применяются психологами во взаимодействии с клиентами, в том числе – в ходе обучения детей (подростков) подобным способам.

[17] Выготский Л. С., [52], с. 85. Детерминирующий – определяющий.

[18] Ребенок овладевает культурой активно. Далее мы увидим, что в реконструируемой части психологической системы Выготского ребенок рассматривается не только как объект обучения и воспитания, но и как их субъект. Разумеется, наряду с другими субъектами, прежде всего – взрослыми (родителями, педагогами, психологами).

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Публикуется на сайте psixologiya.org с разрешения автора.