Создание межличностной близости

Настроить шрифт

Група психологов под руководством Артура Арона (Arthur Aron) провела научное исследование, целью которого было создание близости между двумя людьми.

В журнале «Личность и социальная психология» (Personality and Social Psychology Bulletin) авторы опубликовали подробный отчет о своем исследовании, ключевые позиции которого приводятся ниже.

Предложена практическая методология для создания близости между двумя людьми в экспериментальных условиях. Независимо от того, находится ли человек в отношениях или нет, образование пары в процессе общения конкретных индивидуумов и условия развития отношений становятся манипулируемыми переменными.

Предложена практическая методология для создания близости между двумя людьми в экспериментальных условиях. В течение 45 минут пары выполняют постепенно возрастающие по интенсивности задачи самораскрытия и построения отношений.

Эксперимент 1 показал бОльшую близость после взаимодействия при выполнении этих задачам по сравнению с сопоставимыми задачами обычной беседы.

В экспериментах 2 и 3 не было обнаружено значительных эффектов близости, несмотря на достаточную мощность, для: (а) пар, особенностью которых было неразглашение важных позиций, (б) пар с ожидаемыми взаимными симпатиями или (в) ставящими ясную цель.

Эти исследования позволили также сформировать базу данных для решения теоретических вопросов, приводящие к провокационным предварительным выводам, касающимся стиля привязанности и интроверсии / экстраверсии.

Ключевым фактором в исследованиях, которые проводит институт психологии в области социальной психологии близких отношений является вопрос о том, находится ли субъект в таких отношениях.

До сих пор исследователи сравнивали близкие и не близкие отношения, или тех, кто вступает в отношения не в контексте близких отношений, или тех, кто близок по различным степеням (в этих случаях используются критерии степени близости (например, Aron & Smollan, 1992; Berscheid, Snyder & Omoto, 1989). Но во всех этих подходах существование близкой связи, характеристики ее членов или обстоятельства, при которых развиваются отношения, не поддаются управлению в процессе эксперимента.

Практическая методология создания близости представлена в экспериментальном контексте, так что независимо от того, находится субъект в отношениях или нет, создание пар в процессе взаимоотношений индивидуумов, и обстоятельства, при которых развиваются отношения, становятся управляемыми экспериментальными операциями.

То есть мы пытались сделать пребывание в отношениях доступными для лабораторных исследований и экспериментальных манипуляций так же, как минимальная групповая парадигма, процедуры индукции настроения или методы снижения самооценки открыли широгие горизонты для проводимых ранее теоретических исследований.

Представленные здесь исследования рассмотривают элементы процедуры, которую мы разработали для того, чтобы вызвать близость в контролируемых условиях и продемонстрировали ее применимость для проверки теоретических вопросов, которые ранее можно было рассматривать только с помощью корреляционных данных.

Ключевой паттерн, связанный с развитием тесных отношений между сверстниками, — устойчивое, возрастающее, взаимное, персонализированное самораскрытие (см. например, Altman & Taylor, 1973; Berg & Clark, 1986; Collins & Miller, 1994; Derlega, Metts, Petronio & Margulis, 1993; Dindia & Allen, 1995). Основа метода, который мы разработали, заключается в структурной перестройке такого самораскрытия между незнакомыми людьми. Мы также использовали в своем эксперименте два условия, взятых из литературы по притягательности и взаимоотношениям:

  • мы подобрали людей, чтобы они не расходились во мнениях по глобальным вопросам (например, Byrne, 1971; Rosenbaum, 1986);
  • мы предположили, что партнер каждого субъекта хотел бы полюбить его или ее (например, Aron, Dutton, Aron & Iverson, 1989).

Наконец, следуя модели, используемой в других областях исследований (например, памяти, восприятии), мы исключали задачи с однозначным решением. Представленные здесь исследования систематически затрагивают полезность каждого из этих ключевых элементов процедуры (характер вопроса, отсутствие разногласий, ожидание взаимной симпатии и обеспечение близости посредством конкретного вопроса).

Данные, полученные в результате обработки данных эксперимента 1 подтверждают важность типа вопроса при создании близости. Содержание вопросов — независимо от того, требовали ли они самораскрытия и других связанных с близостью поведения — имело значительное преимущество.

Данные эксперимента 2 иллюстрируют потенциал процедуры создания близости для возможности его моделирования в лабораторных условиях, которые в противном случае не подвержены высоким уровням экспериментального контроля.

Результаты эксперимента 3 показали общую тенденцию для интровертированных индивидов к несколько более низкой способности к обеспечению близости (и достаточно ясную тенденцию для них делать это, когда нет специальных указаний о близости как задаче), что согласуется с общим пониманием интроверсии как дискомфорта при социальных взаимодействиях с незнакомыми людьми.

Эти выводы важны потому, что они демонстрируют значимый потенциал такого рода процедуры для прояснения теоретических вопросов. В нашем исследовании они демонстрируют:

  • возможность контролировать пары (как это было сделано в исследованиях 1 и 2 со стилем привязанности);
  • возможность манипулировать обстоятельствами взаимодействия, (в нашем случае цель — близость) и оценить ее регулирующий эффект в контексте теории.