Психология

психология-психодиагностика-психотерапия

Mon07222019

Last update05:53:05 AM GMT

Рейтинг@Mail.ru

Тело и сексуальность в Новое время

Индекс материала
Тело и сексуальность в Новое время
Контроль сексуального развития
Все страницы

Новое время. "Общество дисциплины", - так М.Фуко обозначит период расцвета Нового времени, XVIII-XX века. М.Хайдеггер изобретет емкую формулу - время картины мира. Какую же "очевидность" подразумевает Новое время?

Начнем с интерналистского объяснения (Койре А., 1985; Хайдеггер М., 1993; Фуко, 1987). Оно полагает, что основным моментом была именно идея "заменить" сущность вещи ее описанием в универсуме. Вспомним знаменитый тезис ньютонианцев: "что такое сила, объяснить мы не сможем, но для начала достаточно описать, как она действует". Мы не говорим о сути мира, мы говорим о том, как эта суть представлена нам.

Мир как картина, - первый шаг Нового времени. Отсюда неизбежный и второй шаг - отделение наблюдателя от мирового порядка.

Теперь перейдем к экстерналистскому объяснению. Формирование буржуазии и новый способ организация производства будут ключом к реконструкции новой очевидности. Технические открытия и накопление средств ставят вопрос о технике и тем самым — о новой организации   производства.   Теперь   не   интуиция работающего, а способность выполнить простейшую операцию, с одной стороны, и способность организовать производство, т.е. последовательность операций, с другой, являются принципиально важными. Поэтому не далекая и недостижимая суть вещи, которой мы каким-то фантастическим образом причастны, а сделанность этой вещи и умение в вещи эту сделанность увидеть и будут поставлены во главу угла. Континмуум представления, о котором много и патетически пишет Фуко, оказывается, с точки зрения экстерналистов, простой реалией капиталистического способа производства. Индивид, впервые освободивший от иерархической вписанности, индивид, умеющий "сделать" вещь - вторая реалия капиталистического способа производства и "очевидности" такого способа производства. Экстерналисты полагают, что в долгие дискуссии о природе континуума представлений вдаваться не нужно — сама организация производства и есть ключ к организации мышления.

После анализа внутренней (или внешней) архитектоники "очевидности" посмотрим, что же "очевидно" XVIII-XIX веку в вопросе о сексуальности.

Прежде всего, мыслители этого времени объявят о необходимости демифологизации вопроса о взаимоотношении двух полов (Конт О. 1910; Сен-Симон А. Де., 1948). Имеет смысл вспомнить также о знаменитом лозунге "общность жен" ряда коммунистических утопий). Появляются биологические обоснования половых различий и биологической необходимости сексуальных влечений. Например, говорится о биологических законах, регулирующих формирование половых различий в филогенезе. Пытаются объяснить, почему для воспроизводства потомства ряду живых организмов необходимо разделение полов. У ряда живых организмов его нет, и им это не нужно. Однако по мере усложнения жизни и обострения борьбы за существование необходимость в этом появляется. Объяснения будут выглядеть примерно так: более сложное или более крупное существо нуждается в более долгом периоде созревания. Если речь идет о размножении путем простого деления клеток — то разделившиеся клетки долгое время нуждаются в безопасности, что невозможно. Поэтому появляется внутриутробное развитие. Однако, - продолжают рассуждение сторонники демифологизации проблемы пола, необходимо сочетание безопасности и добычи пищи, воды, скрывания от врагов. Но прыжки с зародышем в утробе в поисках той же пищи опасны — отсюда разделение функций и его биологическое оформление в половые признаки.

Поэтому стремление полов друг к другу - чисто биологический факт, все разговоры об уникальности пары и т.д. необходимо оставить. Если они и допустимы, то только потому, что мы не знаем всех признаков, которые значимы для воспроизводства потомства, и поэтому должны допустить выбор партнера и доверять этому выбору. Возникает даже целое направление, посвящающее свои исследования вопросу о передаче биологических признаков, способа компоновки пар для воспроизведения лучшего потомства и так далее — евгеника (Гальтон Ф., 1869; Нильс Дж, Шелл У., 1958; Штерн К., 1965).

Все же, что не служит воспроизведению, является в лучшем случае лишним, может быть, заблуждением, а в худшем случае - болезнью, которую надо лечить. Примером последнего является иная сексуальная ориентация.

Красота мужчины и женщины и их привлекательность друг для друга относятся тоже к воспроизведению потомства. Большая грудь, округлые бедра и пр. у женщин; сила, стройность у мужчин и дают больше шансов потомству выжить. Контраргумент о существовавших в истории других идеалах отметается тем, что это были упаднические эпохи.

Таким образом, человек, как и любая вещь, описываем через совокупность характеристик, между которыми существуют устойчивые связи. То, что не соответствует этой совокупности характеристик, не есть человек. Впервые появляется нормативное понимание человека.

Следствием этого являются еще две идеи. Во-первых, об одинаковых требованиях ко всем, возможности унифицированного подхода. Выражением этого является идеи абстрактных прав человека, равно как и связанная с ней идея равноправия мужчин и женщин (Литература о суфражистском движении достаточно обширна, особенно в связи с актуальностью феминистских тем в XX веке). Отсылаем читателя к этой литературе. Заметим, что и идея ограничения определенных социальных проявлений и их последующего "исправления" в тюрьмах — выражение той же идеи.



Обновлено 30.12.2013 18:23