Если вы решаете сложную логическую или аналитическую задачу, которая требует всего потенциала рабочей памяти, то волнения и переживания могут окончиться психологическим срывом.
Когда же вы выполняете хорошо натренированное движение или действие, опирающееся на вашу моторику, то волнение само по себе не ведет к срыву. Здесь вам могут помешать не переживания, а попытки взять свои действия под контроль.
Склонность к психологическому срыву
Одни люди склонны к психологическим срывам, другие нет. Люди также различаются по стремлению слишком сосредоточиваться на своем выступлении или действии в самый ответственный момент. Несколько исследователей занимались изучением различий между людьми в осознании оценок окружающих, чтобы определить наиболее склонных к срывам.
Если вы склонны к рефлексии, то, скорее всего, согласитесь с утверждениями вроде «Я знаю, как работает мой мозг, когда я решаю данную задачу» и «Я беспокоюсь о том, что люди думают обо мне».
Некоторые ученые считают, что такие люди должны быть менее подвержены психологическим срывам под давлением стресса, поскольку они привыкли действовать под пристальным вниманием окружающих и стрессовые ситуации им не в новинку.
Но другие исследователи утверждают, что высокий уровень ожидания оценки со стороны других делает их уязвимыми и повышает вероятность того, что под давлением стресса у них может случиться психологический срыв.
В целом научные доказательства говорят в пользу второго вывода: лица с высоким уровнем осознания оценок окружающих обычно более склонны к срывам.
Есть универсальный измеритель уровня самооценки для обычных людей, который Мастерс называет Reinvestment Scale. Проходящие тест отвечают «да/нет» на вопросы типа «Я много размышляю о себе» или «Я внимательно слежу за тем, как я выгляжу».
Чем выше показатель испытуемого по таблице Reinvestment Scale, тем выше вероятность того, что с ним может произойти психологический срыв в спорте, музыке и других сферах, где цена оценки окружающих очень высока.
Таблица Reinvestment Scale
Я надолго запоминаю ситуации, которые расстроили меня или вызвали у меня чувство злобы |
Да/Нет |
Я завожусь от одной мысли о ситуациях, которые расстроили меня в прошлом |
Да/Нет |
Я часто вновь и вновь обдумываю ситуации, которые вызвали у меня чувство злобы |
Да/Нет |
Я еще долго думаю о том, как мне отомстить людям, разозлившим меня, даже если ситуация уже разрешилась |
Да/Нет |
Я никогда не забываю людей, которые расстроили или разозлили меня, даже в мелочах |
Да/Нет |
Когда мне напоминают о моих прошлых неудачах, я ощущаю себя так, будто вновь переживаю их |
Да/Нет |
Я беспокоюсь о будущем значительно меньше, чем многие мои знакомые |
Да/Нет |
Я всегда смотрю на себя со стороны |
Да/Нет |
Я много размышляю о себе |
Да/Нет |
Я постоянно размышляю о мотивах моих поступков |
Да/Нет |
Иногда у меня возникает ощущение, будто я разглядываю себя со стороны |
Да/Нет |
Я остро ощущаю изменения в своем настроении |
Да/Нет |
Я знаю, как работает мой мозг, когда я решаю какую-то задачу |
Да/Нет |
Я беспокоюсь о том, как оцениваются мои деловые качества |
Да/Нет |
Я беспокоюсь о том, как я выгляжу |
Да/Нет |
Я обычно стремлюсь произвести хорошее впечатление |
Да/Нет |
Перед выходом из дома я обычно осматриваю себя в зеркало |
Да/Нет |
Я беспокоюсь о том, что думают обо мне окружающие |
Да/Нет |
Мне сложно принимать решения |
Да/Нет |
Знаменитые певицы Барбара Стрейзанд и Карли Саймон известны высоким уровнем осознания оценок публики и обе испытывали на сцене психологические срывы. «Я думаю, само по себе это занятие — быть всегда на сцене, демонстрируя себя самого и свой талант на публике, — неестественно», — говорила Саймон. В 1980 году на концерте в Питтсбурге она испытала такой стресс перед десятью тысячами поклонников, что ей стало плохо.
Достижение вершин в спорте может увеличить вероятность срыва даже у известного спортсмена. Норвежский спортивный психолог Гейр Джордет проанализировал видеозаписи штрафных ударов в матчах Кубков мира, чемпионатов Европы и Лиги чемпионов УЕФА с 1974 по 2007 год. Всего было изучено 366 ударов, совершенных 298 игроками. Неудивительно, что на таком высоком уровне штрафные мячи чаще всего оказывались в сетке ворот. 74% штрафных ударов достигли своей цели. Но Джордет установил, что в штрафных лучшие результаты показывали не всегда те, от кого этого ожидали.
Самые известные звезды — обладатели престижных призов вроде «Золотой бутсы» FIFA или титула лучшего игрока года Южной Америки — в штрафных показали себя хуже, чем тогда еще не очень известные футболисты, прославившиеся позже. Действующие звезды забили лишь 65% штрафных, тогда как будущие — 90%.
Джордет связывает это с тем, что действующие звезды находились под давлением стресса, будучи обязанными постоянно показывать высокие результаты, тогда как восходящие звезды еще такого давления не испытывали.
Суперзвезды пользуются особой любовью болельщиков, но они ощущают и ответственность за свой успех. Это делает их более чувствительными к оценкам окружающих. В результате они начинают больше контролировать свои действия и «включать» сознание, что зачастую заканчивается промахом даже в ситуации со штрафным ударом.