Психология

психология-психодиагностика-психотерапия

Wed01252017

Last update01:33:04 PM GMT

Рейтинг@Mail.ru
Back Дифференциальная Гендерная психология История формирования гендерной психологии (Бендас)

История формирования гендерной психологии (Бендас)

Бендас Татьяна Владимировна

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в.

Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах). Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.). Порой это знание слишком идерлогизированно, но я считаю неправомерным вносить в науку элемент идеологии. В психологии существует традиция объективного экспериментального исследования и эмпирической проверки теорий. Поэтому прежде всего мы будем обращаться к научным исследованиям проблемы.

К примеру, установлено, что пол исследователя и испытуемого может повлиять на получаемые результаты. Но это не должно быть следствием умышленного их искажения. И, зная такую закономерность, переменную пола можно специально контролировать в исследованиях, а не отказываться от них. Интерпретация психологических экспериментов также должна анализироваться с научных, а не с идеологических позиций. Порой эти результаты вызывают бурю восторга («вот мы вам и доказали, что наш пол не хуже!»), в других случаях — бурю возмущения, и авторов подозревают в ненависти (к женщинам или к мужчинам). Порой даже предлагается запретить те или иные исследования (к примеру, исследования, результаты которых говорят о преимуществе одного пола над другим), но вряд ли такая реакция является позицией настоящего ученого.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.

Учитывая всю сложность задачи, мы попытаемся проследить, как формировалась гендерная психология и к чему она пришла. Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу и нескольких науках, иногда не избежать привлечения работ и идей философов, социологов, демографов, этнографов, которые в свою очередь обращаются к психологическим исследованиям. И все же необходимо помнить о специфике нашей науки, ее понятиях, традициях, методах и методиках, чтобы не утратить предмет собственно гендерной психологии. Мы не ставим задачу провести критический анализ упоминаемых работ, напротив, ограничимся лишь позитивным (или нейтральным) перечислением того, какой вклад в гендерную проблематику внес тот или иной конкретный автор или то или иное конкретное направление.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными.

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Я последую этой традиции.

Платон Афинский (427-347 гг. до и. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом», что вряд ли правомерно — его взгляды были противоречивыми, да и вооб-ще это не слишком корректно).

Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros — мужчина и gyne или gynaikos — женщина) — существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины — это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке — в частности. ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет. При переизбытке населения часть его необходимо переселять в колонии.

Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, так как он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщине — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а вторую — «небесной Афродитой»), и, наконец, утверждал, что если мужчина был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит в женщину. С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал, женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необходимости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными мужским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам.

Эти идеи позже можно встретить в трудах многих специалистов — в том числе и по гендерной психологии.

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, выглядит скорее «антифеминистом». Разумеется, это не упрек ему — он выражал те взгляды, которые были свойственны его времени. И вообще вешать современные ярлыки на наших давних предшественников не слишком корректно, поэтому я и взяла это определение в кавычки.

Нас интересуют следующие его идеи: а) законы о браке; б) отношения между мужем и женой в семье; в) ограничение народонаселения; г) способы сокращения избытка народонаселения: д) роль женщины и мужчины в обществе; е) разделение труда между полами и ж) в целом взгляды на сущность мужчины и женщины, высказанные в таких сочинениях, как «Политика», «О возникновении животных» и др.

Так, Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны. только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: а) с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине — до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам); б) путем умерщвления больных детей (и это следует узаконить): в) установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.

Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями рабы и господина. В сексуальных отношениях, так же как и во всем остальном. следует придерживаться этического принципа арете («середины между двумя пороками»): самообладание — это середина между распущенностью и бесчувственной тупостью. Единственный смысл разделения полов — рождение детей, а назначение женщины — вынашивание потомства и ведение хозяйства. В семье у мужа и жены разные обязанности, и они не вмешиваются в дела друг друга. Различны нормы поведения для мужчин и женщин: то, что для женщины является добродетелью (к примеру, молчание), для мужчины — нет, и наоборот.

Мужчина и женщина — не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. Мужчина — норма, женщина — отклонение от нее. Мужчина выше, женщина ниже по своей природе.. Мужчина властвует, женщина подчиняется.

Оставляя в стороне утверждение о «природной естественности» неравенства мужчин и женщин, заметим, что многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди в XXI в., — столь живучи гендерные стереотипы. Обычно обращение к Аристотелю считается хорошим тоном: «Еще Аристотель сказал...», но в данном случае вряд ли стоит повторять мысли, высказанные в обществе, где нормы поведения были далеки от тех, которые считаются цивилизованными сегодня.

Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим — эталонным, даже мысль о необходимости регулирования рождаемости (хотя и не с помощью умерщвления новорожденных) — это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии. Так что можно считать, что и здесь Аристотель сказал свое слово. Правда, совершенно неприемлемо его положение, что один пол (неважно, какой) является высшим, а другой — низшим.

В эпохе Возрождения нас интересуют утопии. Томас Мор (1478-1535) в своей «Золотой книге» описал идеальное государство. В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность (в качестве священников), служба в армии (правда, только вместе с мужьями). На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители.

Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается (они обучаются в том числе и военному искусству), не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают. Но семьи нет. Правда, существует проблема подбора партнеров — для рождения детей. Решается она с помощью астрологии, но решение принимает триумвират начальников, которые регулируют рождаемость в обществе. Таким образом, говоря современным языком, Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.

В дальнейшем несколько интересных идей, касающихся гендерной психологии, высказал Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он проанализировал подобия и различия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позже будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке.

По мнению Руссо, равенство, подобие мужчин и женщин заключается в их сходстве как биологических существ, представителей человеческого рода: схожи многие органы, потребности и способности. Однако как общественные существа они не равны, и это объясняется их врожденными характеристиками (последняя идея вряд ли приемлема в современном обществе). Соответственно, различны и нормы поведения («добродетели»): для мужчины это — откровенность, прямота, добросовестность, самостоятельность суждений, правдивость, а для женщины - стыдливость, хитрость, кокетливость, учет мнений других людей, притворство

Руссо считал, что женщина обладает изящным и проницательным умом, поэтому она способна получить образование, причем не только в области того, как вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. В брак и женщины и мужчины должны вступать по любви, и оба пола имеют равное право самостоятельно выбирать будущего супруга.

Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство (участие в принятии политических решений, независимость суждений), а женщинам — пассивное (объект управления). Некоторые качества женщины связаны с рождением детей (она боязлива, слаба), другие — с ее ролью облагораживания общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным лицом). Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и о том, что их свойства связаны с биологическим и культурным предназначением.

Как видите, очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной». До сих пор этот аргумент очень популярен — кто-то обращается к данным о поведении животных, кто-то — к исторически сложившимся традициям. Гендерные стереотипы также часто построены на такой основе — так принято, потому что так сложилось. Современная наука требует иных доказательств и аргументов.

Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт (1759-1797) высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).

Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) высказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях (сексуальных и супружеских) и об ограничении рождаемости. Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и женщин. Если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только «мужскими» словами, это признак неравенства полов. Он предложил создать «нейтральный» язык — с равным количеством мужских и женских наименований. К примеру, это омниарх и омниархиня — властители Земли. Другие пары слов: цезарь и цезарина, калиф и калифа, султан и султанка и пр.

Функции традиционного брака (быт, воспитание детей, забота о пожилых) Фурье предлагал передать обществу, а точнее его первичной ячейке — фаланге. Мужчин и женщин, освобожденных от этих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные отношения, основанные на стремлении к наслаждению. Люди могут сами выбирать тип этих отношений: а) воздержание; б) частая смена партнеров; в) групповые отношения; г) длительные отношения одной пары (последнее скорее исключение). По Фурье, нормы сексуального поведения для мужчин и женщин должны быть одинаковыми (хотя он считал, что женщинам в меньшей мере свойственно стремление к частой смене партнеров). По его мнению, гармоничное развитие человека, хорошая и обильная пища приведут к понижению плодовитости мужчин и женщин, что считалось благом (во нзбежание пе-ренаселения).

Фурье предвидел многие современные проблемы гендерной психологии. По-прежнему не утихают споры вокруг того, как различный статус женщин и мужчин в обществе подчеркивается в языке. Считается, что «мужскими» словами (т. е. словами, связанными с обозначением мужчин, — в частности, это могут быть слова мужского рода) обозначают престижные занятия, а « женскими» — непрестижные (сравните в русском языке: «командир» и «няня» — нет аналогов для женщин в первом случае и для мужчин — во втором). Кроме лингвистической проблемы у Фурье мы видим и современную идею дополнительности мужского и женского лидерства. Также актуальны его идеи о двойном половом стандарте в сексуальной морали (разные критерии оценки сексуального поведения мужчин и женщин), разнообразии гендерных сексуальных отношений, кризисе традиционной семьи, регулировании рождаемости.

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля (1772-1829) о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины. В отличие от многих предшественников, он подчеркивал не «естественное» различие полов по этим характеристикам, а, напротив, советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам — мужские (рациональность).

Эта идея — каждому полу учиться у другого и перенимать у него то, что является слабым и неразвитым, — звучит очень современно (к примеру, менеджерам рекомендуют учиться у представителей противоположного пола) и способствует улучшению гендерных отношений.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины: для мужчин характерна абстрактность, для женщин — конкретность. Мужчинам понятна абстрактная идея справедливости, а женщины сочувствуют конкретному человеку. В главе, посвященной социальному поведению, мы увидим, как эта идея подтверждена современными экспериментальными исследованиями (к примеру, в реакции на плохого работника мужчины исходят из норм справедливости, а женщины — равенства). Однако Шопенгауэр подразумевает, что мужская реакция — норма, а женская — отклонение от нее, что неприемлемо с позиций современной науки.

Помимо этого, Шопенгауэр высказывал мысль (также имеющую современное звучание) о том, что дети должны рождаться в результате любви, страсти между мужчиной и женщиной. Других основ брака он не признавал (цит. по: Введение в гендерные исследования, 2000).

Итак, на первом этапе разные ученые высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии. Но как самостоятельная область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены интересующей нас проблематике.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России. Это движение,, которое, повторяем, мы не считаем частью истории гендерной психологии как науки, тем не менее оказало yа нее стимулирующее влияние, прежде всего в том, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Понятие феминизм (от лат. femina — женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830 г. появился другой термин — «эмансипированная женщина» (от лат. eman-cipatio — освобождение). Участниками этого общественного движения являются и женщины и мужчины. Направление борьбы — предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических (участие в общественном производстве), на получение образования и сексуальных свобод.

Возник феминизм во Франции в период Великой революции — в конце XVIII в. В этот период Олимпия де Гуж "выступила с «Декларацией прав женщин», и это был единственный протест против существовавшего противоречия в законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье (т. е. более низкий общественный статус, чем у мужчин). Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати. Однако права голоса женщинам предоставлено не было. Во время революционных событий 1848 г. вопрос об избирательном праве для женщин был поставлен вновь, и вновь в этом было отказано.

В середине XIX в. в Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrage — голосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867 г. в Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина — известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль.

В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией. И он в самом деле был отменен — в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в призыве к разврату.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили быть школьными учителями, и к концу XIX в. среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше Важно, что борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства.

Политические требования выдвигались параллельно с экономическими и c требованиями предоставить право на образование. В ряде стран женщины добились включения их в экономическую жизнь (опять же — незамужние) и обнаружили, что их труд ценится слишком дешево. Были созданы женские профсоюзы — для борьбы за экономические права (в начале XX в. они действовали во многих странах Европы и Америки).

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи — право на образование и трудовую деятельность. В конце 1880-х гг. в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей (в Петербурге они назывались Бестужевскими — по имени основателя), женский медицинский институт, женский педагогический институт. Хотя избирательное право ряду женщин (по имущественному цензу) было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины (мужья или родственники). Были созданы общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

Иногда феминистки (не все) прибегали к эпатажным формам борьбы: демонстрациям, пикетам, поджогам, призывам к отказу от семьи, брака, детей, бойкотированию любых форм общения с мужчинами-поработителями, пропаганде лесбийской любви.

Феминизм на протяжении своей истории неоднороден. Вот некоторые из его направлений:

Амазон-феминизм доказывает физическое равенство (или даже превосходство) женщин над мужчинами. Образ женщины-богатыря противопоставляется традиционному патриархатному стереотипу о слабой и беззащитной женщине. В борьбе используются сила и напористость.

Культурный феминизм пытается доказать, что женщины от природы лучше мужчин, поэтому, если женщины будут у власти, мир будет организован более справедливо — не будет войн, экологических катастроф и т. п. Ориентирован на некоторую изолированность от мужской культуры. Создаются культурные женские клубы, кризисные центры для женщин.

Сепаратизм пропагандирует радикальное размежевание полов — разрыв всех коммуникативных связей с мужчинами. Только в изоляции от мужчин и их постоянного влияния возможен личностный рост женщин. Мероприятия проводят только для женщин. При этом путать сепаратисток с лесбиянками неправомерно.

Радикальный феминизм (появился в 1967 г.) выдвигает положение о том, что дискриминация женщин пронизывает всю человеческую культуру и устранить ее можно только с помощью социальных изменений. Утверждается необходимость разграничения биологических различий между мужчинами и женщинами и культурно созданных гендерных стереотипов, которые приобретают статус обязательной нормы. От последних необходимо избавляться.

Гуманистический, или интеллектуальный, феминизм возник сравнительно недавно. Считается, что маскулинная культура деформирует и подавляет не только женщин, но и мужчин. В ней утверждается культ силы. Мужчинам и женщинам навязываются роли: сильного и агрессивного добытчика и господина и слабой и беззащитной, экономически зависимой подчиненной. Поэтому следует пересмотреть ценности и нормы общества и по-иному выстроить гендерные роли и мужчин и женщин (Усачева, 1994).

6. Еще одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях (Багрунов, 1981). Это побудило исследователей сравнивать этих представите лей между собой. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий.

Прежде всего появились работы, которые целиком были посвящены одной из этих двух проблем.

В 1899 г. выходят две книги русского автора П. Е. Астафьева — «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки». Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий). По этому фактору различаются психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин — замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях. Для женщин характерны:

1) большее развитие бессознательной сферы;

2) такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практи ческое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произвольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;

3) пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;

4) слабость воли и слабый контроль за эмоциями;

5) легкая возбудимость;

6) в речи и общении — выразительность движений, мимики, голоса; разговорчивость и склонность к повторениям в речи;

7) большее тщеславие (проявляется в кокетстве, склонности к украшениям);

8) неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);

9) податливость влиянию окружающих;

10) успехи в качестве актрис и певиц (объясняются эмоциональной выразительностью);

11) неспособность к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества — женственной женщиной.

Соответственно мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т. п.

Для мужчин также характерна индивидуальность во внешности и характере, отсутствующая у женщин. Эти различия объясняются строением тела: у мужчин оно угловатое, определенное, резко очерченное, а у женщин — волнообразное и мягкое.

Последний аргумент мы не рассматриваем в силу его наивности. Что же касается других различий, то они просто плод умозрительных построений автора. Хотя он и ссылается на «доказательства психологов» (в основном на труды немецкого ученого Рудольфа Лотце, автора «Медицинской психологии» (1852)), в то время психология половых различий еще не располагала подобными доказательствами, так как ее, по существу, еще не было.

В более поздних исследованиях многие предположения о различии полов не подтвердились (в частности, мужчины превосходили женщин по скорости почти всех реакций), другие же получили свое подтверждение (характер речевого поведения мужчин и женщин, большая оригинальность мужчин).

Работа австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903) «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам).

Сенсационна была сама история появления книги. Выпустив ее, 23-летний Вейнингер покончил с собой. Мысли, высказанные в ней, были новы и нарушали общепринятые нормы морали. Но нас интересуют только те из них, которые были продуктивны для дальнейшего развития гендерной психологии. Это идеи: а) о бисексуальности и андрогинии; б) о половых различиях в психике; в) о гендерных сексуальных взаимоотношениях.

По Вейнингеру (1991), кроме двух основных полов существуют «промежуточные формы пола». Мужское и женское — это два полюса идеальных состояний (подобно физическим состояниям — идеальный газ, к примеру). Они образуют два конца континуума, а между ними располагаются бесчисленные переходные ступени. К примеру, это мужчины с женскими формами (широким тазом, большой грудью, малой волосистостью тела) и женщины — с мужскими формами (с узкими бедрами, плоской грудью, низким голосом и усами). Причем это не отклонение от нормы (гермафродитизм), а сама норма. Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т. е. человек по своей природе бисексуален — одновременно и мужчина и женщина. Чем больше в человеке выражено женское начало (сейчас бы мы сказали — степень фемининности), тем в большей степени он сексуален: таковы мужчины-донжуаны и многие женщины. Сексуальность и связанная с нею любовь являются центром жизни женщины: для нее имеет значение дефлорация, брачная ночь и т. и. Сексуальные переживания женщины более богаты, чем у мужчины, в силу большей площади эрогенных зон на ее теле. Она всегда сексуальна, а мужчина — лишь временами (эти взгляды на половые различия в сексуальном поведении по-прежнему популярны).

Выбор сексуального партнера должен быть индивидуален. Признаком «верного» партнера является непохожесть его на других и самобытные критерии его оценки — для других непонятно, что же в нем такого привлекательного (сейчас, когда под влиянием средств массовой коммуникации формируются стереотипы — «секс-символы» и когда мы знаем, что сексуальный образ складывается и в бессознательном, это наблюдение выглядит очень тонким).

Особенность мужчин — их превосходство в восприятии, понятийном мышлении. Они воспринимают события, вещи расчлененно и последовательно, мышление и чувства отделены друг от друга. Женщины же воспринимают окружающее слитно, смутно, мышление и чувства неразрывно связаны и существуют в форме «генид» (чего-то смутного, неуловимого и неопределенного, как ранние детские воспоминания или ускользнувшая мысль во время разговора).

Чувствительность (имеются в виду ощущения) у мужчин выше, чем у женщин, в том числе болевая. Исключение составляет осязание, которое тоньше у женщин (последнее подтвердилось в современных исследованиях, а первое — нет; см. главу об ощущениях).

Можно продолжать дальше, но ограничимся тем, что уже было перечислено.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей (последние три автора — женщины); интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский язык в 1898 г.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Во-первых, его книга «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Во-вторых, он сам провел два масштабных исследования. Его книга и исследования заслуживают подробного рассмотрения. Я перечислю некоторые положения из книги Г. Гейманса, которые актуальны и для современной гендерной психологии, а также приведу некоторые данные из его обзора исследований половых различий (по данным физиологов и врачей). Этот обзор демонстрирует состояние науки на начало XX в.

Различия между женщинами и мужчинами носят статистический характер — в виде тенденций, при этом конкретные мужчина и женщина могут не соответствовать этим тенденциям.

Женщин стали изучать очень активно, но необходимо изучать и отдельно психологию мужчин.

Важен фактор пола исследователя. Мужчины (к примеру. Ч. Ломброзо и П. Мантегацца) недооценивают сложность женской психики, а женщины (Л. Мархольм, Р. Мейредер) преувеличивают ее.

У женщин обнаружен меньший объем сознания. Поскольку истерия чаще встречается у женщин, а для нее характерно суженное сознание, то объем сознания у женщин меньше, чем у мужчин. Мужчины могут разговаривать и заниматься делом, женщина способна делать только что-то одно (здесь, по-видимому, речь идет о распределении внимания). Женщина не рефлексирует и не осознает своих ощущений (например, усталости во время прогулки).

Внушаемость не связана с полом. Более внушаемы и поддаются чужому влиянию эмоциональные женщины и эмоциональные мужчины по сравнению с неэмоциональными представителями обоих полов (это очень важное наблюдение, которое получено в исследовании самим Геймансом: при изучении половых различий нельзя забывать о других типологиях испытуемых — в частности, о различиях в темпераменте).

Эмоциональность у женщин — их главное отличие от мужчин. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы (хотя Ломброзо считал, что не следует смешивать проявление страданий с самим страданием). Психические заболевания в связи с эмоциональными причинами гораздо чаще ветречаются у женщин (3/4 случаев), чем у мужчин. Особенно это касается аффекта страха. Женщины эмоциональны в споре и пристрастны. Самоубийства из страха перед предстоящим наказанием чаще встречаются у женщин, чем у мужчин (49 н 19% соответственно). Женщины более чувствительны к иронии и насмешке, даже если это добродушные подшучивания друзей. Религиозные чувства также более выражены у женщин. Женщины более чувствительны к прекрасному, но хуже мужчин способны описать свои впечатления.

Женщины лучше воспринимают, но хуже наблюдают, что объясняется их меньшим интересом (и даже отвращением, как было установлено при исследовании американских студентов) к некоторым задачам. Женщины демонстрируют тонкую наблюдательность только в том, что их интересует. В целом одни вещи лучше воспринимают женщины, другие — мужчины. Для женщин характерен более строгий отбор материала при одновременном предъявлении.

Лучшая память — у женщин. Но следует учитывать степень развития памяти. Более высокий процент исключительной памяти отмечен у мужчин, а хорошей и плохой — у женщин. Отсутствие интереса снижает память женщин (это касается, к примеру, правил орфографии, арифметических действий, железнодорожных путеводителей и исторических дат).

У женщин ассоциации смежности преобладают над ассоциациями сходства. Были также получены противоречивые данные: одни из них говорят о том, что мужчины предпочитают.ассоциации от части к целому, а женщины — от целого к части, от предмета к качеству, но в то же время были получены противоположные результаты, свидетельствующие, что мужчины склонны к звуковым ассоциациям от целого к части, от объекта к действию, а женщины — от части к целому.

Представление и воображение. У женщин — более живая фантазия ввиду их
большей эмоциональности. Они обладают более отчетливыми и красочными
образами. У них чаще бывают самопроизвольные галлюцинации (особенно у русских и бразильских женщин — по сравнению с англичанками). Женщины лучше мужчин воображают предстоящие разговоры и споры с собеседником — во всех подробностях. Они склонны преувеличивать свои страдания, опасения, надежды и разочарования.

При сравнении умственных способностей мужчин и женщин важны критерии
оценки.

Критерий способности к получению высшего образования. Как среди мужчин, так и среди женщин есть более и менее способные к получению образования, в связи с чем необходимо уравнять возможности доступа к высшему образованию для обоих полов. По данным Гейманса, в Нидерландах, где женщины в то время составляли седьмую часть студенчества, они отличались более высокой академической успеваемостью. Немецкие профессора выделяли у студенток прежде всего прилежание и старательность, быстроту усвоения материала и способность к обучению, но в то же время и отсутствие способности к абстракции, связь умственной деятельности с чувствами и отсутствие собственных научных трудов.

Критерий высших достижений в области науки, техники и искусства. По данным Гейманса, в некоторых указателях имен по истории науки женщин было всего от 4 до 8%. Из 54 тысяч патентов на изобретения только 6 были получены женщинами. Нет ни одного крупного изобретения или открытия, которое бы принадлежало женщинам. Однако Софи Герман и Софья Ковалевская сделали в области математики больше, чем многие мужчины. Но эти факты не свидетельствуют ни против, ни в пользу женского ума. Высокому развитию женщин препятствуют неблагоприятные социальные условия: характер воспитания девочек, невозможность сделать карьеру и связанная с этим низкая мотивация, предубеждения против ученых-женщин (удивительно, что почти все эти факторы сохранились до сих пор!). Приведем красноречивую цитату из Гейманса (1911, с. 91): «Делать выводы о способности женщин и мужчин к науке сейчас можно с таким же правом, как заключать о физическом превосходстве мужчин на основании состязания в беге, в котором принимали бы участие тысяча мальчиков и одна девочка, причем последняя была бы к тому же стеснена в своих движениях непрактичной одеждой, и в котором победу одержал бы один из мальчиков».

Критерий патологии. Среди мужчин гораздо чаще встречается идиотизм (по данным Гейманса, 100:79 с перевесом в пользу мужчин, по другим статистическим данным от 1880 г. среди идиотов — 9809 мужчин и 7827 женщин).

Критерий оригинальности. При рисовании геометрических фигур (любых) мужчины проявили гораздо большее разнообразие, чем женщины.

Критерий усвоения знаний. Исследование нескольких тысяч детей в Берлине показало, что простое и распространенное содержание лучше усваивают девочки, а трудное, специальное и исключительное — мальчики.

Критерий интереса к задаче. Американская исследовательница Хелен Томпсон предложила пять задач для решения женщинам н мужчинам (см. Приложение). У женщин некоторые задачи (например, разложить фигуры на шахматной доске) вызывали такое сильное отвращение, что они и не старались их решить. Другие задачи женщины решали или за одинаковое время с мужчинами, или даже опережая их в 2 раза.

Речь. Девочки начинают говорить раньше мальчиков, всю жизнь женщины говорят больше мужчин и в старости позднее становятся молчаливыми и скупыми на слова. Они дают более точные и отчетливые описания, поэтому судьи и врачи предпочитают обращаться за разъяснениями к женщинам.

И наконец, обратимся к двум исследованиям, которые провел сам Гейманс.

Он попросил семейных врачей как можно подробнее описать своих пациентов. В результате были получены следующие данные: 2519 мужчин-врачей представили 90 характеристик личности и поведения (на 1310 мужчин и 1209 женщин-пациентов) и только 147 женщин-врачей описали по тем же параметрам 68 мужчин и 79 женщин-пациентов. Нетрудно заметить, что в основном это были наблюдения мужчин за пациентами обоего пола. Тем не менее данные Гейманса, благодаря научной обстоятельности и добросовестности автора, стали популярны в психологии половых различий на многие годы и, по моему мнению, очень сильно повлияли на житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, сформировав бытующие до сих пор гендерные стереотипы.

В другом исследовании Гейманса, столь же впечатляющем для того времени, были опрошены дети — учащиеся гимназий и реальных училищ, всего 2757 мальчиков и 701 девочка. В итоге было получено более 80 описаний личностных характеристик и поведения (см. Приложение, табл. 1 и 2). Заметим, что в обоих исследованиях приводились лишь данные о сравнении процентов (по упоминанию характеристик, присущих мужчинам и женщинам). Ни о каких значимых различиях речь, таким образом, не шла, и мы можем говорить лишь о тенденциях, присущих каждому полу.

Анализируя эти данные, необходимо учитывать два следующих условия: а) признавать реальность половых различий только тогда, когда разница, свидетельствующая о преобладании тех или иных психических качеств у мужчин или у женщин, составляет не менее 10% и б) рассматривать только те результаты, в которых хотя бы один пол имеет показатели не менее 20% (это означает, что по крайней мере пятая часть испытуемых или экспертов пришла к единому мнению, что данная характеристика личности или поведения замечена у мужчин или женщин). В остальных случаях следует считать, что различия между полами, выявленные в данном исследовании, отсутствуют.

Полученные результаты можно разделить на две категории: совпадение мнений мужчин и женщин о своем и противоположном поле (с позиций современной гендерной психологии это гендерные авто- и гетеростереотипы) и их несовпадение. Приведем несколько примеров. Будем рассматривать только те случаи, когда обнаруживаются половые различия.

Совпадение авто- и гетеростереотипов мужчин и женщин. По мнению обоих полов: женщины в часы досуга всегда чем-то заняты; импульсивны, эмоциональны, веселы и жизнерадостны, много смеются, дольше переживают горе; любят поговорить и являются приятными собеседниками; отличаются ловкостью в рукоделье и других ручных работах; среди них больше тех, кто никогда не употребляет алкоголь; расчетливы; нежны и заботливы по отношению к своим детям; совсем не интересуются политикой; склонны говорить преимущественно о людях; чувствуют отвращение к сексуальным шуткам; хорошо осведомлены о родственных отношениях и имущественном положении знакомых; в болезни не падают духом и терпеливы.

Мужчины не любят утруждать себя в часы досуга; осмотрительны; неэмоциональны, спокойны и обстоятельны, после утраты любимых скоро утешаются; толковы; хорошие знатоки людей; самостоятельны в своих взглядах; рассказывают кратко, строго придерживаясь темы; чаще довольны своими способностями и поступками; в политике сторонники умеренных реформ; склонны говорить преимущественно о вещах; любят игры, требующие работы ума (шахматы, шашки, вист и пр.).

Несовпадение авто- и гетеростереотипов мужчин и женщин. Женщины о себе (по сравнению с мужчинами): более настойчивы в осуществлении своих намерений; проявляют горячность в разговоре; добродушны; переменчивы в настроении; интересуются больше новыми впечатлениями и новыми друзьями; любят перемены, легко воспринимают новое; практичны и легко находят выход из затруднительного положения; неостроумны; наблюдательны; более склонны к самокритике и признают превосходство других; бескорыстны; вежливы; обладают плавной речью; склонны сразу обращаться к врачу. Мужчины утверждают, что оба пола одинаковы.

Женщины о мужчинах (по сравнению с женщинами): после вспышки гнева сразу мирятся, а некоторое время расстраиваются; держатся старых привычек; об-ладают хорошей памятью; боязливы и по возможности избегают опасности; много читают; отличаются более точным запоминанием и воспроизведением информа-ции; пунктуальны. Мужчины вновь не видят различий между полами.

Мужчины о женщинах: любительницы чистоты и порядка; легкомысленны, т. е. склонны надеяться, что все уладится (последнее — одно из самых больших не-совпадений, расхождение во мнениях составляет 2.5 раза), а мнение женщин --что оба пола равны. Это нетипичный результат — гораздо чаще не видели разли-чий между полами мужчины. Если вспомнить современные исследования лидер-ства, то можно найти объяснение таким различиям. Ф. Фидлер считал, что если менеджер различает своих работников (лучшего и худшего) по личностным ха-рактеристикам, это признак ориентации на взаимоотношения. Если же нет — ориентации на задачу. Получается, что первое более свойственно женщинам, а вто-рое — мужчинам. Это совпадает с современными представлениями о половых различиях.

Гораздо реже отмечали различия в своем поведении девочки и мальчики (там изучались только гендерные автостереотипы — т. е. мнение о представителях сво-его пола). В основном они сводились к большим эмоциональности и прилежанию девочек.

Превосходство девочек (по сравнению с мальчиками): внимательны во время уроков и при занятии каким-либо делом; при получении задания сразу пристe-пают к делу; любят опрятность и порядок; правдивы; пунктуальны (не опазды вают, вовремя сдают задания); веселы; сердечны; мягки.

Превосходство мальчиков (по сравнению с девочками): на занятиях отвечают медленно; отличаются более ровным настроением.

Ценность этих исследований Гейманса еще и в том, что описываются характе-ристики поведения, которые обычно остаются за пределами внимания психоло-гов. Было бы интересно повторить это анкетирование сейчас, но в качестве экс-пертов взять уже не домашних врачей-мужчин, а профессиональных психологов обоего пола.

К рассматриваемому периоду относится также появление двух книг — отечест-венной и зарубежной. Авторами обеих были женщины. Книги эти сыграли разную роль в гендерной психологии — негативную и позитивную. Обратимся к ним в хронологическом порядке.

В 1915 г. в Москве вышла книга Л. П. Кочетковой с символичным названием «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей». Книга снабже-на многочисленными статистическими таблицами о рождаемости и смертности детей разного пола (в России даже по губерниям). Это уникальный материал, ко-торый мы используем в дальнейшем (см., к примеру, главу 3). Однако выводы, ко-торые делает автор, и сам характер повествования пронизаны духом ненавист к мужскому полу.

Так, Л. П. Кочеткова считала функцию продолжения рода помехой для раз-вития женщин. Она призывала стерилизовать женщин, дабы устранить эту по-меху, — в итоге общество она видела не только без мужчин (или с очень малым их количеством), но и почти без плодовитых женщин. Бросается в глаза сходство такого общества с пчелиным роем. Вот красноречивая цитата из этой книги: «Вымирание мужчин у передовых народов приведет сначала к смешению рас всех частей света и к установлению на земле более однородного типа человечества, а затем мужской пол угаснет вовсе и вместе с ним исчезнет последний источник неравенства, раздоров и отчуждения между людьми... Перед женщиной будущего откроются необъятные горизонты. Женщина-сверхчеловек сосредоточит в себе силу, правящую Вселенной. Расстояния перестанут быть для нее непреодолимым препятствием, и ей не будет надобно вечно цепляться за кору земного шара. Подчинив себе силы Земли, она воспользуется и другой, ближайшей планетой — Венерой, богатой солнечными дарами. И наконец, использовав всю доступную энергию Солнечной системы, она, быть может, достигнет той вершины бытия, дальше которой не идет наше воображение, — будет бессмертна, всеведуща и всемогуща — и отыщет для себя вместо потухающего Солнца другое, более живительное светило, иные источники жизни...» (с. 242, 244).

Справедливости ради надо сказать, что и мужчины высказывали аналогичные идеи — но о конце женского пола (к примеру, известный философ Н. Ф. Федоров в своей книге «Философия общего дела», вышедшей в 1906 г.).

Эти идеи не способствовали развитию гендерной психологии, а, напротив, тормозили ее. Сама тематика, казалось бы, вела к «войне полов». И до сих пор некоторые серьезные исследователи с опаской и оговоркой приступают к разработке проблем этой области, дабы их не обвинили в пристрастии к одному или другому полу. Нам кажется, что психологи должны способствовать лучшему взаимопониманию представителей обоих полов — в том числе и изучая их.

Вторая книга, которая вышла позднее, в 1928 г., — «Взросление на Самоа». Автором ее была молодая Маргарет Мид — этнограф с психологическим образованием, которая позднее стала мировой знаменитостью. Она описала особенности общения, воспитания и поведения (в том числе и сексуального) мальчиков и девочек, мужчин и женщин, взаимоотношений в семье народа самоа. Эта книга привлекла внимание к проблемам гендерной идентичности, гендерной и сексуальной социализации, особенно к кросс-культурным аспектам. Работы Мид (1988) по-прежнему интересны и актуальны для гендерной психологии, и я использую ее материалы ниже.

Таким образом, к концу второго периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и основных ее разделах, таких как психология половых различий, психология женщины, гендерная социализация, сексуальная социализация.

Начались экспериментальные исследования. Кроме вышеназванных авторов были и другие: Хелен Томпсон, Лета Холлингворс, Хелен Дойч, Джоанна Лампл де Грут. В своих экспериментах они продемонстрировали, что интеллектуальное подобие между женщинами и мужчинами намного превосходит различие, и призывали строить новую область психологии не на анекдотических случаях, мнениях и предрассудках, а на точном и тщательном исследовании, что, конечно же, было вполне справедливым.

Однако движение за равноправие полов сыграло здесь и негативную роль. Как только обнаруживались факты, свидетельствующие о специфических особенностях мальчиков и девочек (в. частности, при решении интеллектуальных тестов), они вызывали столь нездоровую реакцию в обществе, что порой объявлялись артефактами. В результате в США те тесты, которые оказались чувствительными к половым различиям, либо удалялись, либо их переделывали — вводили, к примеру, показатели, которые сглаживали эти различия (Багрунов, 1981).

Третий этап — «психоаналитический» (начало XX в. — 1930-е гг.). Начало третьего этапа ознаменовалось деятельностью Зигмунда Фрейда.

Трудно представить себе другое имя, которое вызывало бы такую бурю негативных эмоций у представителей психологии женщины, как имя Фрейда. И сегодня его взгляды остаются крайне дискуссионными.

Самого Фрейда очень трудно отнести к «гендерным психологам». Он написал работу «Психология женщины», опубликованную в 1933 г., статью «Женствен-ность» и другие очерки о развитии женщины, разработал представление о нарциссизме у мужчин и женщин и об их сексуальных переживаниях (работы «Об унижении любовной жизни», «Об особом типе "выбора объекта" у мужчины» и др.). Однако и редкие его высказывания о женщинах были возведены в ранг непреложных истин. А влияние самого Фрейда как на психологию, так и на всю культуру было столь велико, что на многие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине, которое не подвергалось сомнению.  Первая критика Фрейда была предпринята еще в начале XX в. Шарлотта Пер-кинс Гилман назвала его взгляды «возрождением фаллического культа».

Позднее, в середине 1920-х гг., эта критика прозвучала из уст ученицы Фрейда — Карен Хорни. Она отметила, что идеи о женщинах выросли из маскулинного нарциссизма. Отвергнув тезис Фрейда о том, что « зависть к пенису» играет критическую роль в развитии женщины, она возразила, что, напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать — т. е. от «зависти к матке».

Клара Томпсон остроумно заметила, что взгляды мужчин объясняются их обладанием властью, и если бы мы жили в матриархальном обществе, то символом власти была бы грудь, а не пенис.

Некоторые ученые, исследовавшие дискуссию Фрейда и Хорни (к примеру. 3. Флигель), даже высказывают предположение о том, что свои очерки по развитию женщины Фрейд писал в период, когда у него был диагностирован рак (1925-1933 гг.), и что, не будь этого диагноза и бурных дебатов с Хорни, его взгляды не были бы столь категоричными.

Во всяком случае, в 1941 г. и Хорни и Томпсон были наказаны — их исключили из Нью-Йоркского психоаналитического института, храма американского фрейдизма.

В дальнейшем отношения между психоанализом и психологией женщины развивались противоречиво. В конце 1960-х гг. психоанализ был объявлен опасным для женского душевного здоровья. В 1974 г. Джулиет Митчелл попыталась выстроить мост между психоанализом и психологией женщины, считая, что теории Фрейда объясняли развитие мужчин и женщин в пределах патриархатльного общества. Чакла Шехрари предложила рассматривать психоанализ с новых позиций гендерной психологии. К примеру, заменить некоторые словосочетания, вызывающие раздражение: вместо «фаллического стремления» употреблять выражение «интеллектуальное стремление» или «конкурентное стремление» и др. Ханна Лернан предложила следующие критерии для оценки теории личности женщины.

Клиническая полезность.

Женщина должна быть центром рассмотрения данной теории.

Заключение о разнообразии и сложности женщины и ее жизни (должны учитываться различные женские субгруппы).

Позитивная позиция по отношению к женщине (т. е. без предубеждений).

Опора на женский опыт.

Признание положения о том, что внутренний мир находится в сложной связи с внешним миром.

Отсутствие ограничений для использования терминов только в одном значении (к примеру, вместо термина «мать» или «материнство» можно применять термин «забота о ребенке» — чтобы включить и случаи, когда о ребенке заботится отец).

По этим критериям теория Фрейда является неудовлетворительной теорией личности женщины. Справедливости ради надо сказать, что, по Лернан, пока ни одна из теории не удовлетворяет всем критериям.

Тем не менее психоанализ продолжает оставаться одним из классических направлений в исследовании женщины, и ниже будут показаны примеры таких современных исследований (см., к примеру, главу о личностных характеристиках — материал о нарциссизме).

В нашей стране в первые годы советской власти общественно-политическая атмосфера для развитии гендерной психологии изменилась. Было декларировано формальное равенство мужчин и женщин, женщину старались оторвать от семьи — в пользу производственной и общественной жизни (позднее начался обратный процесс — более подробно см.: Введение в гендерные исследования, 2000). Однако это привело к тому, что не признавалось существования ни различий между полами, ни особой, «женской» психологии. На долгое время в отечественной науке воцарилась ситуация, когда и психология и педагогика справедливо стали называться «бесполыми».

Однако в 1920-х и в начале 1930-х гг. были сделаны попытки разработки гендерной проблематики. Назовем здесь два имени: Е. А. Аркина и П. П. Блонского.

В 1927 г. Е. А. Аркин выпустил книгу «Об изучении детского коллектива», где приводилась программа и результаты исследования лидеров — как мальчиков, так и девочек. При этом, рассматривая понятие лидера (тогда — вожака), он возражал Фрейду (а именно его представлению о сексуальных влечениях массы к лидеру): «Ребенок не потому стал вожаком, что его полюбила масса, а масса полюбила его за то, что он стал вожаком» (с. 29), сила его в том, что он питает детскую активность и сам питается ею. Таким образом, влияние вожака не абсолютизировалось, вместо этого подчеркивалась роль других членов группы, влияющих на лидера.

Основу программы-методики для изучения вожачества составляла так называемая личная карточка вожака, в которой должны были найти отражение 23 качества: пол, возраст, национальность, профессия и социальное положение родителей, внешний облик, жестикуляция и мимика, речь, состояние здоровья, конституция, мышечная сила, координированность движений, нервная система, умственный уровень, инициативность, изобретательность, техническая сноровка, степень уверенности в своих силах, индивидуалистические влечения, социальные проявления и то, в чем проявилось влияние на детскую массу, на какое число детей оно распространилось, какова его длительность, какие моменты способствовали возвышению вожака.

Очень интересны результаты собственных исследований Аркина в сфере половых различий детских лидеров (такой аспект был новым не только для отечественной, но и для зарубежной науки). Он установил, что в большинстве детских групп вожаками становились мальчики, девочки же были вожаками «группок», не распространяя своего влияния на всю группу детей. Решающее значение в таком влиянии мальчиков-вожаков имели их инициативность и техническая сноровка (а девочкам были свойственны другие особенности).

В 1935 г. П. П. Блонский написал свои «Очерки детской сексуальности». В них он приводил результаты собственных подлинно научных исследований (с использованием наблюдения, ретроспективной беседы, анкетирования и др.). На большом материале он получил данные о детской сексуальности (в частности, сексуальности девочек, которым в психоанализе уделялось меньше внимания, чем мальчикам). До сих пор эти данные имеют важное научное значение.

Блонский критиковал представление Фрейда о том, что младший школьный возраст — период затишья в сексуальном развитии, возражал против чрезмерного эротизирования переживаний и действий ребенка, а также сомневался в правомерности использования некоторых аргументов (типа приписывания аналогичных состояний младенцу после сосания и мужчине после оргазма). Его главный постулат состоял в том, что значительное влияние на сексуальное развитие ребенке оказывает среда, способная преждевременно его эротизировать. Блонский предложил конкретные воспитательные меры, оздоравливающие эту среду, различные для мальчиков и девочек, чье сексуальное развитие протекает не одинаково. Некоторые из этих рекомендаций сегодня кажутся наивными, но некоторые по-прежнему полезны (особенно учитывая современное давление на детскую психику средств массовой коммуникации).

К сожалению, подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., когд; были запрещены педология и психотехника, а социальная психология как отдель пая область психологин объявлена ненужной. В развитии отечественной гендер ной психологии возник вынужденный перерыв до середины 1960-х гг.

Анализ работ отечественных психологов показывает, что в 1920-1930-х гг. на ши ученые были знакомы с зарубежными работами того же периода (в том числе i с работами Фрейда), и направленность тех и других исследований имела общ» черты: изучение половых различий лидеров, сексуальности девочек и мальчиков Однако имелась и своя специфика, причем отечественные психологи порой oпe режали зарубежных коллег. Но подобная самобытность имела и свои минусы. Ма лое количество исследователей и их вынужденная дистанцированность от зару бежной науки (по идеологическим соображениям) привели к потере связи с эти наукой, с ее достижениями. Эта черта была преодолена только в 1960-х гг.

Четвертый период (1960-1980-е гг.) — начало широких экспериментальны исследований и появление первых теорий.

Почему возник перерыв в отечественных исследованиях гендерных проблем (с конца 1930-х до конца 1960-х гг.), вполне понятно — это произошло прежде все го по политическим причинам. Но почему он наблюдался и за рубежом? Несмотря на начавшиеся исследования и успехи гендерной психологии, мы наблюдаем перерыв до середины XX в. В некоторых ее разделах — до 1970-х гг. (к примеру, в психологии лидерства), в некоторых — вплоть до 1990-х (психология болевых ощущений)! В источниках, которые я изучила, нет ответа на этот вопрос. Поэтому выскажу свое предположение.

Причина — влияние движения за освобождение женщин, на этот раз — негативное. Выше уже говорилось о том, что за результатами исследований по половым различиям, за используемыми в них методиками был установлен жесткий общественный контроль. Это могло вызвать негативную реакцию как в адрес женщин, которые отличались от общепринятых норм, так и ученых, которые изучали необычные проблемы, в том числе связанные с этими женщинами. Общество почувствовало угрозу своим устоям.

Но возобновление исследований снова связывают с активизацией феминизма.

По данным журнала Psychological Abstracts, с 1950 по 1980 г. было опубликовано 30 тысяч работ по половым различиям (цит. по: Багрунов, 1981)! Для сравнения можно привести другую цифру: в 1974 г. Р. Стогдилл проанализировал 5 тысяч наиболее значительных научных публикаций по лидерству, и размах этих исследований произвел сильное впечатление на социальных психологов. Поэтому 30 тысяч — впечатляющая цифра.

Среди авторов многочисленных работ данного периода можно выделить пять женщин: Мартину Хорнер, Элеонор Маккоби, Сандру Бэм, Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган. Здесь я ограничусь только кратким перечислением того, что они сделали, а более подробное рассмотрение будет представлено в соответствующих разделах книги.

Элеонор Маккоби — наверное, самое известное имя в психологии половых различий. Начиная с 1966 г. она опубликовала несколько обобщающих монографий — сама и в соавторстве с коллегами. Ее книга «Психология половых различий», созданная вместе с Кэрол Жаклин (1974 г. и более поздние переиздания; я внимательно изучила двухтомник этой книги, изданный в 1978 г.), по-прежнему является наиболее цитируемой во всем мире публикацией по гендерной психологии. Множество авторов перепроверяют выводы, сделанные в этой книге. Позднее, в 1999 г., в своей новой монографии Маккоби употребляет термин «гендер» наряду с термином «пол». В этой книге я также не смогла обойтись без ссылок на произведения данного автора, правда, часто по-иному сгруппировав данные и заново их интерпретировав. И все же роль Маккоби в гендерной психологии несравнимо велика.

В конце 1960-х гг. Мартина Хорнер предложила простое объяснение малой успешности женщин по сравнению с мужчинами — отсутствие у женщин мотивации — «боязнь успеха». Работы Хорнер вызвали широкий исследовательский и общественный резонанс (более подробно о ее концепции и экспериментальном изучении этого феномена будет сказано в главе о личностных характеристиках).

Кроме экспериментов в классическом (хорнеровском) варианте феномен боязни успеха изучался в связи с менструальным циклом, фертильностью, сложностью учебного плана, выбранного студентами, психоаналитической теорией и женским мазохизмом. Этот феномен оказался полезен для клинических психологов и психологов-консультантов — были разработаны специальные программы для его коррекции. Одна из них называется «Преодоление боязни успеха» и разработана известным психотерапевтом Мартой Фридман, автором книги по этой теме. Используется он и специалистами по женским конфликтам, связанным с успешностью. Коллет Даулинг, автор бестселлера «Комплекс Золушки», вышедшего в 1981 г., использует идею избегания успеха, чтобы подтвердить свой тезис о том, что женщины имеют скрытую боязнь независимости.

Концепция Хорнер получила дальнейшее теоретическое развитие в разработке «феномена самозванца» Паулин Кланс и Сюзанны Имс. Этот феномен обнаружен у многих интеллигентных и компетентных женщин, которые не могут наслаждаться удовольствием от достигнутого ими успеха как якобы незаслуженного. Здесь также разработаны программы психологической помощи таким успешным женщинам.

Но была предпринята и серьезная критика этого феномена (см. главу о личностных характеристиках).

В 1974 г. внимание гендерных психологов переключилось на другую концепцию — Сандры Бэм. Эта концепция касалась существования трех типов людей с различной гендерной идентичностью: 1) с преобладанием фемининных характеристик, 2) с преобладанием маскулинных характеристик и 3) «андрогинных» (тех. у кого наблюдался баланс маскулинных и фемининных характеристик, т. е. умеренные, средние показатели — именно так понималась андрогинность; более подробно об этом будет сказано в главе о личностных характеристиках). Бэм первой связала идею андрогинии с психическим здоровьем.

Эта концепция вызвала активность психологов — ученых и практиков: между 1976 и 1984 гг. было проведено более 100 исследований, в которых варьировались переменные андрогинии и психического здоровья. Клиницисты всерьез обсуждали, как «андрогинизировать» маскулинных и фемининных клиентов.

Позднее, после критики ее теории (и методик), Бэм сама отказалась от нее (редкий случай в истории науки) и развила новую парадигму — теорию гендерной схемы (см. ниже). Имя этой исследовательницы — одно из самых известных и популярных в гендерной психологии.

И боязнь успеха, и андрогинность — примеры попыток объяснить женское поведение с помощью одной переменной. Популярность этих концепций была вызвана именно их простотой и соответствием здравому смыслу.

Более сложной является концепция Нэнси Ходоров, добившейся наибольших успехов в синтезе психоаналитической и социологической теорий с феминизмом. В 1978 г. она опубликовала свою работу о материнстве. По ее мнению, мать призвана подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мать по-разному ведет себя по отношению к дочери и к сыну, и в итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир. Чтобы разорвать этот цикл у мальчиков, Нэнси Ходоров призвала отцов принять равное участие в воспитании детей.

Эта теория также вызвала широкий общественный резонанс. В США развернулись национальные дебаты, усиленные требованиями предоставить женщинам возможность делать карьер}'. Многие компании были вынуждены пересмотреть свою политику, и мужчинам-работникам стали создавать условия для выполнения отцовских функций (Powell, 1990).

В 1982 г. появилась статья Кэрол Гиллиган «Другим голосом». Автор утверждала, что женщины отличаются от мужчин в своем отношении к морали, принятой в обществе. Они по-другому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщин важны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассматривают в этом плане. Мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов и непредвзятости. Они более индивидуалистичны, что соответствует индивидуалистической культуре США, поэтому данные половые различия поощряются обществом (The psychology of women: ongoing debates, 1987).

Положения Гиллиган легли в основу и других теорий — в частности, о независимой и взаимозависимой Я-концепциях (см. ниже). Она до сих пор является одним из авторов, на которых часто ссылаются и с которыми не только соглашаются, но и спорят те, кто разрабатывает психологию женщины.

Таким образом, на этом этапе за рубежом было накоплено множество эмпирических фактов и появились первые попытки создать концепции, которые бы их объясняли.

В отечественной науке в конце 1960-х гг. была создана более или менее благоприятная атмосфера для разработки гендерной проблематики. Огромная заслуга здесь принадлежит Б. Г. Ананьеву, создателю лениградско-петербургской школы психологов. Принцип полового диморфизма был объявлен одним из основополагающих принципов психологического исследования. Б. Г. Ананьев не только организовал эти исследования, но и дал им глубокую теоретическую оценку. Были выделены глобальные различия женщин и мужчин: более раннее созревание первых, большая стабильность женского организма и психики, большая типичность женщин и оригинальность мужчин (более подробно см. в главах о психомоторике и ощущениях). Половой диморфизм рассматривался как общий принцип филогенеза, онтогенеза и социогенеза. До сих пор в зарубежной гендерной психологии нет работ с таким уровнем теоретического обобщения, несмотря на обилие экспериментальных фактов.

Неверно обеднять заслугу этой школы, считая, что изучалась только психофизиология. Половые различия исследовались в очень широком спектре: от зоопсихологии (Н. А. Тих) и психофизиологии до социальной психологии. Некоторые исследования мы подробно разбираем ниже — в главах об индивидных характеристиках, психомоторике, ощущениях (исследования А. В. Ярмоленко, Н. А. Розе, Л. А. Головей, Л. В. Саулиной, В. И. Сергеевой и др.). Остальные я перечислю вкратце: исследовались половые различия в психомоторике (И. Я. Круминя), реактивности организма (Г. И. Акинщикова), системах нейропсихической регуляции (Л. В. Буравцова), интеллекте (М. Д. Дворяшина, Л. А. Баранова), общении, социальной перцепции и межличностных отношениях (А. А. Бодалев, В. Н. Куни-цына, И. С. Кон, Н. Н. Обозов и др.), производственной деятельности (Э. С. Чугу-нова, В. Н. Панферов, С. М. Михеева и др.), конформности (В. А. Лосенков).

Отдельно назовем имя В. П. Багрунова, защитившего кандидатскую диссертацию по половым различиям. На большом экспериментальном материале (касающемся сенсомоторных, интеллектуальных функций, свойств и состояний личности) им была доказана гипотеза о более высокой видовой изменчивости у мужчин и индивидуальной изменчивости — у женщин, а также о более гибкой реакции и чувствительности женщин к воздействию внешней среды (более подробно об этих экспериментах и о теоретических воззрениях автора речь пойдет в главах о моторике и интеллекте).

Среди исследований этого периода можно выделить изучение лидеров и руководителей разного пола.

Группа ученых под руководством Э. С. Чугуновой исследовала личностные характеристики инженеров (среди которых были н руководители) разного пола и установила различие личностных структур мужчин в жешшш. Для мужчин были характерны:

высокая творческая продуктивность и экономическая эффективность;

профессиональная доминантность и высокая самооценка:

мотивация, связанная с чувством долга и ориентацией на дело, самостоятельный выбор профессии.

Структура личности женщин характеризовалась следующими факторами:

удовлетворенности служебным положением и работой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями;

мотивации на взаимоотношения, выбор профессии под влиянием окружающих;

высокого технического интеллекта.

С этими глобальными факторами были связаны другие характеристики, которые определяли своеобразие личностных портретов мужчин и женщин.

В исследовании Т. В. Бендас были установлены половые различия студенческих лидеров групп разного уровня организованности. Для мужчин-лидеров были характерны:

- в высокоорганизованных группах — эмоциональная устойчивость, высокий уровень притязаний в области взаимоотношений;

- в низкоорганизованных — малая экспрессивность и низкая успеваемость;

- в среднеорганизованных — высокая успеваемость и низкий уровень притязаний в области взаимооотношений.

Для женщин-лидеров:

- в высокоорганизованных группах — ригидность общения, конформность, низкий самоконтроль;

- в низкоорганизованных — спокойствие, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль, экспрессивность, завышенная самооценка, несовпадение притязаний на лидерство и положение в официальной структуре группы;

- в среднеорганизованных — лабильность общения, эмоциональная неустойчивость и тревожность при хорошем самоконтроле, низкая экспрессивность и конформность.

Особенно показательным было наличие принципа дополнительности для женского лидерства (эту роль брали на себя женщины, когда мужчины к ней не стремились) и их меньшая успешность по сравнению с мужчинами (порой средних результатов женщины добивались за счет высоких эмоциональных затрат, если же таких затрат не было, результаты были очень низкими).

Н. В. Шахназарян обнаружил преимущество женщин — студенческих лидеров — по сенситивности, ориентации на одобрение группой, а мужчин-лидеров — по отношению к себе и людям.

Итак, в этот период в отечественной психологии разрабатывалась проблема половых различий. Были накоплены определенные эмпирические факты и заложена теоретическая база для их осмысления — установлены глобальные различия между мужчинами и женщинами.

Пятый период (с 1990-е гг. по настоящее время) характеризуется бурным развитием гендерной психологии. Признаками расцвета этой области служат новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик.

На новом этапе ученые приступили к более тонкому освоению гендерной проблематики. Стали известны области, в которых наиболее часто обнаруживаются половые различия (в частности, превосходство мужчин по зрительно-пространственным способностям). Их проверяют в разных культурах. Идет поиск причин, объясняющих эмпирические факты. Исследования стали тщательнее планироваться. Обнаружена масса методик, которые оказались чувствительными к изучению мужчин и женщин. Появились изменения и в организационном плане: к примеру, психологические департаменты не могут сдать ежегодный отчет, если в него не включены данные о проведении гендерных исследований. Таким образом, наконец-то стала учитываться «вторая половина человеческого опыта» — женская.

В 2000 г. в Стокгольме прошел очередной Всемирный конгресс психологов с участием 6000 человек из многих стран. Для иллюстрации распространенности гендерной проблематики в психологии приведем названия лишь некоторых его симпозиумов: «Гендер-I», «Гендер-П», «Гендер: личность», «Гендер: развитие», «Стресс на работе, гендер», «Работа и гендер», «Гендер: социальные процессы, кросс-культурная перспектива», «Гендер и сексуальность», «Время, пространство, гендер и идентичность», «Гендерирование себя и само-гендерирование»1, «Лонгитюдные исследования гендерных различий», «Совместное взаимодействие "природы" и социализации на формирование гендерной дифференциации в детстве», «Половые различия в познании», «Гендер: когнитивные процессы», «Гендер: нейропсихологические и биологические процессы», «Гендер: клиника, здоровье», «Женщины в менеджменте: данные современных международных исследований», «Гендер, социальная психология и народная культура», «Женщины и лидерство: глобальные перспективы», «Психология и насилие по отношению к женщинам во всем мире».

Как видите, на конгрессе использовался и термин «половые различия», однако это скорее исключение. Гораздо чаще употреблялись другие термины — «гендер». «гендерные различия», при этом порой в широком смысле, включающем не только понятие социального пола, но и просто пола.

Доклады и лекции, имевшие отношение к гендерной тематике (в частности Элеонор Маккоби), пользовались необычайным успехом.

По-прежнему самым разработанным разделом является психология половыхи и гендерных различий. Также развивается психология женщины. Начаты исследо вания мужчин, но не в прежнем, «бесполом», варианте, а именно в области особен ности их гендерной роли.

Разумеется, подобное название нуждается в литературной переработке на русском языке, однако не ка у нас не сформировался так называемый язык гендерной психологии, поэтому русский аналог вряд ли передал бы полностью содержание подобного английского словосочетания.

Во многих странах на основе гендерных исследований (в том числе и по психологии) изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом гендерного подхода. В многочисленных компаниях проводится политика равных возможностей для мужчин и женщин менеджеров. Последних обучают по специальным программам. Психологи и психотерапевты также реализуют гендерный подход. Таким образом, начато внедрение результатов гендерных исследований в практику.

Слабой стороной гендерной психологии до сих пор остается малое количество обобщающих теорий. Очень часто эту область психологии разрабатывают женщины, поэтому распространена шутка по поводу одного из ее разделов: психология женщины разрабатывается женщинами, на женщинах и для женщин. Эта шутка не может не вызывать горечи еще и потому, что во многом она отражает истину. Для развития гендерной психологии необходимо привлечение исследователей-мужчин.

К сожалению, в нашей науке гендерная психология только начинает развиваться. Проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), гендерная социализация (И. С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессии — гендерный аспект (Л. Н. Ожигова), гендерные установки (В. Е. Каган), гендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), состояние женщин во время беременности и после родов (В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова), материнство (Г. Г. Филиппова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко) и др. Как видно из этого перечня, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология женщины представлена более скромно. Психология гендерных отношений делает первые шаги.

Эти исследования проводятся по разным направлениям, пока не объединенным ни единой теоретической базой, ни единой программой. Но радует уже то, что гендерная проблематика все чаще привлекает внимание наших ученых. Это позволяет с надеждой смотреть в будущее.

Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.:  Питер, 2006. - 431 с. С. 9-33.